| Головна сторінка | Додати в обране | Написати листа | Карта сайту | www.spadshina.org.ua
Науково-дослідний інститут пам'яткоохоронних досліджень
Офіційний інформаційний ресурс
Сьогодні: Середа, 29 березня 2017

 

 

Головна сторінка » Дослідження культурної спадщини »

Дендропарк парк “Софіївка”
Дендропарк парк “Софіївка”
Церква  Святого  Духа  в  Рогатині
Церква Святого Духа в Рогатині
Острозький замок
Острозький замок

 
 Дослідження культурної спадщини

Недвижимое научно-техническое наследие Одессы

В. Иевлева, канд. архитектуры, с.н.с.,

(НИИ памятникоохранных исследований, Киев)

Сведения о недвижимом научно-техническом наследии Одессы на сегодняшний день не систематизированы и представляют собой довольно случайную выборку из общего списка недвижимых объектов культурного наследия, при этом, довольно значительная часть из них стоят на государственном учете либо как памятники истории, либо как памятники архитектуры.

При изучении истории развития производственного комплекса Одессы, выяснилось, что наиболее значимые научно-технические объекты напрямую связаны с общей индустриализацией города. Начало процессу было положено благодаря строительству первой железнодорожной ветви «Одесса - Балта» (1865 г.). Возникновение железнодорожного сообщения позволило создать рынок по обмену товарами между Подольской и Херсонской губерниями. С этого времени в городе в массовом порядке стали возникать различные производства и промышленные предприятия, хотя более ранние производственные объекты и инженерные сооружения преимущественно связаны с Одесским портом. Одесский морской порт с самого начала своего возникновения занял ведущее место на Черноморском побережье России.

В 1872 году Одесса была соединена железной дорогой с Кременчугом и Харьковом через Киев. Уже со следующего года в Одессе наблюдалось существенное увеличение количества промышленных производств – фабрик (фабрикой называлось производство, на котором работало более 15 работников). Железнодорожные ветви были проведены в порт, где были созданы специальные деревянные эстакады для погрузки зерна в трюмы кораблей. Со временем город превратился в развитый железнодорожный товарный узел.

Если ранее вся предпринимательская и производственная деятельность была связана с Одесским торговым портом, то в конце 19 – начале 20 ст. промышленность частично стала зависеть и от железнодорожных перевозок. Следствием этого стало размещение производственно-складских территорий вдоль железнодорожных путей и вблизи сортировочных станций.

Из крупных перерабатывающих производств Одессы следует упомянуть прежде всего сахаро-рафинадный завод, построенный в 1879 г. Среди других передовых промышленных производств этого времени следует отметить: ремонтные железнодорожные мастерские (1864); механический завод Беллино-Фендериха (1875); завод измерительных приборов (1881); машиностроительный завод Люлько, оловоплавильную фабрику Шако и др. Но как и прежде, в городе преобладала перерабатывающая промышленность; Одесса и в дальнейшем продолжала развиваться в этом направлении. Традиционные производства Одессы в основном представляли собой предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, которая доставлялась как по железной дороге, так и гужевым транспортом. Основным продуктом одесского торгового и экспортного рынка была пшеница, поэтому в городе и окрестностях существовало довольно много различных мукомольных производств.

Другое направление развитие города в этот исторический период – социальное, и прежде всего, в части его оздоровительно-лечебных функций. В то время в черте города или вблизи от него (сейчас это уже в границах города) возник ряд новых, прогрессивных для того времени, оздоровительных и лечебных учреждений, которые начали использовать уникальные природные и климатическо - геологические особенности отдельных мест (Куяльницкий и Хаджибеевский лиманы, Ланжерон, Аркадия и проч.).

В целом промышленное производство и другие прогрессивные предприятия и учреждения (например, Новороссийский университет; астрономическая обсерватория и метеостанция; первая в России станция «скорой помощи», Бактериологическая станция Гамалеи; а в более позднее время – киностудия и авиационный завод и др.), которые сейчас представлены в виде архитектурных сооружений или комплексов, являются безусловно ценными объектами науки и техники. В определенные исторические периоды данные учреждения представляли собой знаковые для Одессы предприятия, которым были присущи характерные черты общеевропейского прогресса. К сожалению, в таком контексте эти объекты наследия не рассматривались; поэтому сейчас некоторые из них стоят на государственном учете или как памятники истории, или как памятники архитектуры.

Не исследованы в полном объеме и производственные территории, как комплексные образования, которые иллюстрируют индустриальное развитие города. Особенно это имеет отношение к порту и припортовым территориям, а также к районам: Пересыпь, Слободка - Романовка и Бугаевка. Кроме того, мало изучены исторические объекты железнодорожного хозяйства (особенно в районе станции «Одесса-Сортировочная» (Пересыпь), а также территория между современными железнодорожными станциями «Одесса-Малая» и «Одесса-Товарная»).

Наибольшее количество объектов научно-технического наследия Одессы, как и большинства исторических городов относится к периоду конца 19 - первой половины 20 ст.

Все недвижимое научно-техническое наследие данного вида можно условно разделить на следующие группы:

1. портовые сооружения и территории;

2. исторические железнодорожные сооружения и станции;

3. трамвайные сооружения и оборудование;

4. энергетические сооружения и оборудование;

5. водопроводные и канализационные сооружения и оборудование;

6. промышленные сооружения перерабатывающего комплекса;

7. научные и научно-лечебные и оздоровительные учреждения;

8. элементы городского благоустройства.

Почти все эти группы недвижимого наследия требуют тщательного детального изучения с привлечением исторических архивных источников и прочей научно-технической документации. Наиболее изученными на сегодняшний день являются трамвайные сооружения, а также некоторые научные и научно-лечебные учреждения. Наименее изученными представляются железнодорожные сооружения и станции, энергетические сооружения и оборудование, а также водопроводные и канализационные сооружения и оборудования.

На этапе историко-архитектурного опорного плана для дальнейшего изучения научно-технического наследия Одессы были сформированы предварительные перечни предложенных к государственному учету объектов науки и техники. Отдельно были сделаны списки одиночных объектов наследия, отдельно – наследие в виде комплексов (т.е. групп объектов в границах компактной территории). Перечни были составлены в зависимости не от видовой принадлежности, а по месту расположения тех или иных объектов.

Враховуючи нині діючий Закон України “Про охорону нерухомої культурної спадщини”, всі об’єкти спадщини було поділено на три види: витвори (споруди), комплекси (ансамблі) та визначні місця, та рознесено за спеціально розробленими списками – (Форма 1; Форма 2 та Форма 3). Списки сформовано об’єктами двох категорій: ті, що вже стоять на обліку як об’єкти спадщини, але за іншою видовою приналежністю, і ті, що є щойно виявленими об’єктами спадщини (пропонованими до обліку).

Представлені списки на даному етапі дослідження (стадія історико-архітектурного опорного плану) для означених об’єктів не можуть бути заповненими на всі 100%, тому, що пропоновані до обліку об’єкти потребують подальшого детального вивчення та інвентаризації.

Ті об’єкти, що обліковані за іншими критеріями цінності та мають ще додаткову науково-технічну складову, слід віднести до комплексних об’єктів спадщини. Для об’єктів, у яких науково-технічні складові не є домінуючими, при їх інвентаризації або складанні облікової документації, слід донести додаткові характеристики у відповідні графи облікових документів.

Ті об’єкти (або історичні комплекси), що раніше не стояли на обліку як об’єкти спадщини, але за попередніми списками пропонуються до обліку та охорони, мають бути дослідженими, остаточно визначеними та інвентаризованими. Ті комплекси, що стоять на обліку, але свого часу не були представлені пооб’єктно (не були визначені їх складові), також підлягають подальшій інвентаризації та складанню на них відповідної облікової документації.

З цією метою необхідно виконати загальну науково-дослідну роботу - “Інвентаризація цінних науково-технічних об’єктів та історичних виробничих територій м. Одеси”, бо саме в межах історичних промислових районів та зон розташовано переважну більшість об’єктів означеного виду спадщини.

Якщо в процесі вивчення відповідної документації на ті чи інші об’єкти, що пропоновані в якості щойно виявлених об’єктів спадщини, підтвердиться їхня історико-культурна та науково-технічна значимість, то вони підлягатимуть обліку. Відповідно до цього на них повинна бути виготовлена облікова документація нового зразка.

На даному етапі виявлення об’єктів науково-технічної спадщини можливо лише підкорегувати назви деяких об’єктів спадщини (наприклад, таких, що відносяться до трамвайного господарства Одеси, або деяких промислових підприємств, про які існують певні відомості).

Загалом, тема науково-технічної спадщини Одеси потребує серйозної доробки як окрема наукова тема, що має для збереження нерухомої спадщини Одеси велике значення.



Назад

 

© НДІ пам'яткоохоронних досліджень Міністерства культури України "Спадщина" 2007-2015